Всероссийский образовательный конкурс
для детей и педагогов "Узнавай-ка!"
«Практические рекомендации педагогам дошкольного образования»
21.01.2023
Актуальные проблемы современного образования
Подготовила воспитатель:
Погорелова Анна Анатольевна.
Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, которое сформировалось в процессе активного освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах социального взаимодействия, а также усвоения ребенком этих этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных отношений и внутри личностных социальных позиций.
Как же способствовать развитию социальной компетентности дошкольника? Можно предложить воспитателям следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью усвоения моральных форм общества и развития социально – приемлемых форм поведения:
— чаще обсуждать последствия действий ребенка на чувства другого человека;
— подчеркивать сходство между разными людьми
— предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;
— вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;
— последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;
— не повторяйте без конца одни и те же требования, наказания и запреты;
— ясно формулируйте правила поведения, объясняя, почему надо делать так, а не иначе.
Также в группе надо создать необходимые условия: уют и комфорт; гибкий режим дня; учет домашних привычек; индивидуальный подход. Работая с детьми педагогам необходимо знать основные компоненты детской субкультуры:
— духовно-нравственное воспитание (усвоение детьми традиций, ценностей, культуры общества);
— детский правовой кодекс (нормы поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками, разнообразнее компоненты детского общения);
— детский фольклор (прибаутки, потешки, колыбельные песни, считалки и др.). В его основе лежат произведения, которые передаваясь из поколения в поколение, используются для общения с детьми и максимально адаптированы для детского восприятия;
— детский юмор (перевертыши, анекдоты, розыгрыши, истории – небылицы);
— своеобразные увлечения: детские коллекционирования и собирательства;
— субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей (философствование, словотворчество, проблематизация, сказочный мир);
— детская картина мира (совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром).Детская субкультура предоставляет ребенку веер возможностей для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его иные миры пространства, в иные логики. Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам с взрослыми и сверстниками. В это время продолжается активное формирование социального мышления, чувств и поведения. Педагогам важно помнить, что процесс общения и совместной деятельности осознается каждым из него участником как взаимодействие «на равных», только соблюдая это условия, вы будите способствовать развитию социальной компетентности дошкольника.
Виды театрализованной деятельности для младших дошкольников
Горбушина Наталья Александровна, воспитатель
г. Барнаул
ФГОС обозначены шесть видов театрализованной деятельности в детском саду. Каждый из видов имеет несколько разновидностей. В младшем дошкольном возрасте малышей знакомят:
• драматизацией (дети уже с возраста первой младшей группы участвуют в инсценировках, учатся играть в сюжетно-ролевые игры «Семья» и
«Водитель и пассажиры»);
• театром на руке (пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»);
• стендовым театром (в первой младшей группе малыши получают представление о работе на фанелеграфе и с теневым театром);
• настольным (со второй младшей группы — бумажным, картонными и из природных материалов, например, шишек и желудей, с которыми ребёнок возится, используя их в качестве машины, персонажа);
• верховым театром (во второй младшей группе дети знакомятся с куклами бибабо, которые, в отличие от перчаточных, работают из-за ширмы);
• театром живых кукол (во второй младшей группе активно вводятся в практику масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски).
Это интересно. В одном занятии может комбинироваться несколько видов театрализованной деятельности.
Виды занятий театрализованной деятельностью с детьми 1,5–4 лет
Поскольку с младшими дошкольниками практикуются ещё не все виды занятий, то непосредственно театрализованная деятельность осуществляется через:
•элементы непосредственной образовательной деятельности с театрализацией для решения определённых задач освоения материала(например, на этапе закрепления сюжета сказки «Курочка Ряба» на занятии по развитию речи малыши показывают небольшой отрывок сказки, чтобы показать, как Деду и Бабе было жалко золотое яичко);
самостоятельную деятельность (со второго полугодия первой младшей группы дети могут сами себя занять сюжетно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Водители»);
• развлечения (досуговые мероприятия, утренники).
распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации);
удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини-группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат);
обеспечением заданиями по вкусу (для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки, например, задание отобрать из коробки с картонными фигурками те, что будут задействованы в спектакле на фланелеграфе, а для кого-то — заучивание рифмовки или танца для утренника, к примеру, посвящённому Международному женскому дню).
Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.
Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы.
На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.
Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ.
В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, речевые упражнения, проводится репетиционная работа.
Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, вкоторых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.