«Мнемотехника» (игровой метод, повышающий мотивацию дошкольников к школьному обучению)

29.12.2021


Москалёва Ольга Михайловна, воспитатель первой категории МАДОУ «Умка», город Ноябрьск, ЯНАО.


 

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трёх основных задач:

§  формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

§  формирование положительного эмоционального отношения к школе;

§  формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, библиотеку, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и сюжетно-ролевая игра «Школа».

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом и телефоном. Поэтому развитие речи становится более актуальной проблемой. Я хотела бы остановиться на таком игровом методе как мнемотехника.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.

Последовательность работы с мнемотаблицами

1ЭТАП: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2ЭТАП: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 ЭТАП: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы, то есть происходит отработка метода запоминания.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Для младших групп в детском саду обычно применяются простые карточки — мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку готовую мнемодорожку, — квадрат из 3-4 картинок. Затем по ним ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения.

В средней группе начинают работать с мнемотаблицами. Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить.В начале занятия с мнемотаблицами воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем взрослый подробно расшифровывает таблицу — составляет интересный рассказ для ребят.

Например: «Наступила осень. Солнышко стало греть слабее, все звери в лесу начали готовиться к зиме. Белочка заготовила много орешков, которые она прячет в своем домике на елочке. Зайчик поменял свою серенькую шубку на белую, чтобы его не было видно на снегу. А большой бурый мишка готовит себе берлогу, в которой он будет спать до весны. Мишка не замерзнет, ведь выпавший снег укроет домик медведя как покрывалам. Так мишка и проспит до самой весны».

В старших группах ДОУ нужно предлагать детям самим нарисовать таблицу по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам и рассказать её.

Использование мнемосхем способствует:

1.Обучение пересказу;

2.Составление рассказов;

3.Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

4.Отгадывание загадок;

5.Обогащение словарного запаса.

6.Использование мнемотехники в ДОУ (последовательность процесса умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола).

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

«Эмоциональная готовность ребёнка к школе»

03.03.2021

 

Крянникова Надежда Александровна, преподаватель ТО «Родничок», МБОУ ДО ДДТ г. Мариинск.


 

Готовность ребёнка к школе, один из важнейших факторов в жизни родителей и ребёнка. Потому, что, придя в школу, ребенок сталкивается с рядом трудностей – адаптация к новому коллективу, новому режиму, новым требованиям и правилам. Поэтому ребенку необходимо уметь владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями, чувствами, эмоциями. На фоне школьных нагрузок, при недостаточной эмоциональной готовности к школьному обучению, у ребенка могут появиться негативные эмоциональные состояния: пассивность, агрессивность, плаксивость, страх к школьному обучению, повышенная тревожность, что может привести к трудностям обучения ребенка в школе.

К сожалению, многие дети оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, если в это время за окном играют их друзья.

Зачастую отсутствие этого компонента психологической готовности ребенка к школе выражается в его неспособности сделать домашнее задание в паре. Обычно это ярко выражено у детей, не ходивших в детский сад, и не имеющих достаточного опыта общения со сверстниками – в том числе, и опыта «разруливания» конфликтных ситуаций и принятия совместных решений.

Чтобы ребенок чувствовал личностно-социальную готовность к школе, родителям на каком-то этапе необходимо «отделиться» от него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции, «помогая» ему знакомиться.

Если у вас домашний ребенок, старайтесь чаще выбираться в места скопления народа, чтобы приучать его к коллективу.

Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе.

В этом, должны помочь ему родители. Родительская любовь прекрасна, она даёт ребёнку силы жить и развиваться легко и естественно. К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему.

Помня это, взрослому необходимо:

1.     Ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении.

2.     Направлять, помогать в достижении цели.

3.     Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.

4.     Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.д.

Эмоциональная готовность ребенка к школе — это своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешное обучение в школе.

 Эмоциональная готовность включает в себя: личностную готовность; интеллектуальную готовность; мотивационную.

Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они должны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

 ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок не уверен в себе, робок: “ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”. Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам.

 

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.

Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. В современном мире ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это еще не значит, что так же развивается и мышление.

Исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении.

 Благодаря общению с окружающими людьми у ребенка складывается образ другого человека. Возникают сложные взаимоотношения с детьми и окружающими взрослыми. Ролевые игры не могут реализовываться без присутствия сверстников, которые начинает приобретать все более важное значение в жизни. Вступая в контакт со сверстниками, дети «учатся языку общения», приобретают навыки коллективной жизни, получают возможность обмениваться знаниями, оценками, сравнивать себя друг с другом. В этом смысле взаимоотношения со сверстниками составляют базу для познания человека человеком самого себя.

Ребенок дошкольного возраста и младший школьник обла­дают поистине огромными возможностями развития и способ­ностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и иссле­дования мира. Помогите ребенку реализовать свои возможнос­ти и не жалейте для этого времени. Оно многократно окупится. Ребенок переступит порог школы с уверенностью, что учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, соответ­ственной будет и его успеваемость.

Самый важный момент для родителей, будущих учеников – это психологическая подготовка ребенка к школе. Для начала расскажите малышу о том, чем его времяпрепровождение в школьных стенах будет отличаться от привычного домашнего или детсадовского режима. Расскажите, что в школе есть уроки, во время которых нужно сидеть за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его указания. Объясните, как нужно обращаться к учителю и как общаться с одноклассниками. Расскажите, что такое перемена, школьная столовая, домашнее задание, дневник и оценки.

Настраивайте малыша на учебный процесс позитивно. Не стоит вспоминать свои собственные трудности школьной поры, если таковые были, поскольку такие рассказы могут вызвать у будущего ученика неприязнь к школе или страх перед ней. Лучше расскажите ему какие-нибудь забавные и интересные случаи своих школьных лет: вспомните свои любимые предметы и учителей, школьные праздники, веселые игры, в которые вы играли с одноклассниками. Но ни в коем случае не говорите своему ребенку, что он будет самым лучшим учеником в классе, ведь если малыш с самого начала займет такую позицию, его отношения с одноклассниками вряд ли сложатся успешно.

 

Объясните ребенку, что школа – это первый шаг во взрослую жизнь, и учеба подарит ему множество новых и полезных знаний, которые пригодятся в будущем.

страницы - 1 2 3 4 5 ...