«Автоматизация звука [р’] в словах»

25.06.2022

Панина Таисия Сергеевна, учитель-логопед, 

МБДОУ «Детский сад № 135» г. Рязани


 

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме: «Автоматизация звука [р‘] в словах».

Цель: автоматизация звука [р‘] в словах

Задачи:

Коррекционно-образовательные

• закреплять нормированное произношение звука [р‘] в словах;

• упражнять в правильном употреблении существительных в форме родительного падежа множественного числа и в форме творительного падежа единственного числа;

• упражнять в слоговом и звуковом анализе слов;

Коррекционно-развивающие

• развивать подвижность речевого аппарата, речевое дыхание;

• развивать фонематический слух;

• развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

• развивать внимание, память, межполушарные связи;

Коррекционно-воспитательные

• воспитывать желание говорить красиво, правильно.

Оборудование: стрекоза, мнемосхема артикуляционной гимнастики, дыхательный тренажер «Насекомые», тренажер для обеих рук на межполушарное взаимодействие, массажные коврики для ладоней, балансир, картинки со звуком [р‘], игра с фонариком «Над чем стрекоза?», песочница.

Ход занятия

I.  Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы потренируемся правильно произносить звук [р‘] в словах.

С кем сегодня будем играть, узнаешь, отгадав загадку.

Летит вертолет мимо топких болот,

Таращит глазищи-глаза.

Прозрачные крылья на солнце блестят,

Лягушки поймать вертолет норовят. (Стрекоза)

II. Артикуляционная гимнастика со стрекозой.

(По таблице со схемой артикуляционной гимнастики передвигать стрекозу и выполнить упражнения «Забор», «Иголочка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Пулемет»)

III. Упражнение на дыхание.

—Помоги стрекозе полетать с подружками. (Дыхательный тренажер «Насекомые»)

IV. Уточнение артикуляции звука.

Вспомни, что делают губы и язычок, когда мы произносим этот звук? Следи, пожалуйста, за своей речью, говори красиво и правильно. Хорошо?

V. Произношение звука [р’] изолированно.

Ребенок проводит двумя руками по линиям и произносит звук изолированно.

VI. Произношение звука [р’] в слогах. 

Логопед читает стишки, а ребенок договаривает слоги в чистоговорках, нажимая ладонями на массажные коврики. Послушай песенки стрекозы и закончи их.

Я летала за моря — ря-ря-ря.

Побывала на горе — ре-ре-ре.

А теперь лечу к двери — ри-ри-ри.

Тебе игры подарю — рю-рю-рю.

VII. Произношение звука [р’] в словах.

Ребенок ищет в песочнице картинки и называет их. 

(Автоматизация звука в словах «грибы», «скрипка», «брюки», «варежки», «аквариум», «курица»)

Игры

• Переверни картинки, вспомни и назови слова.

• Скажи, чего много у стрекозы. (Образование формы родительного падежа множественного числа существительных) Много грибов, скрипок, брюк, варежек, аквариумов, кур.

— В каком слове услышал твердый звук [р]?

• Слушай внимательно следующее задание «Инструкции»

— Какое слово обозначает живой предмет? На какой вопрос оно отвечает? Убери эту картинку. Правильно. Какое слово начинается с гласного звука? Убери эту картинку. В каком слове три слога? Убери картинку. Какие слованачинаются со звонкого звука? Убери эти картинки. Какая картинка у тебя осталась? (скрипка). Придумай предложение с этим словом.

VIII. Динамическая пауза на балансире. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Хлоп»

— Хлопни в ладоши перед грудью, если услышишь звук [р]. Хлопни в ладоши над головой, если услышишь звук [р‘]. А если такого звука нет, топни ногами. (Корабль, море, малина, рябина, грядка, лопата, букварь, тетрадь, арбуз, репа). Какие слова с мягким звуком [р‘] запомнил?

IХ. Пальчиковая кинезиологическая гимнастика. Упражнение на развитие межполушарных связей.

Правая рука изображает кулак, а левая – ладонь. Хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Х. Произношение звука [р’] в предложениях. Игра с фонариком «Над чем летает стрекоза?»

Составляет предложение «Стрекоза летает над принцем» и т.д.

XI. Развитие связной речи. Игра-шутка.

Ответь на вопросы стрекозы. Следи за правильным произнесением звука [р‘].

-Как тебя зовут? С кем ты дружишь? Что ты любишь кушать больше всего? Что тебе снилось? (Ребенок достает из колоды любые картинки и рассказывает)

XII. Итог занятия 

Вспомни слова со звуком [р‘], называй их и подари стрекозе цветные камешки. Что тебе больше всего понравилось? Ты очень старался! Стрекоза дарит тебе картинку.

«Лепка мышонка из соленого теста»

Остапова Галина Ивановна

МБДОУ №67, г. Киселевск.


 

Интеграция образовательных областей: физическая, речевая, познание, коммуникативно-социальная, художественно-эстетическая.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Цель: освоить новый прием — прикрепление деталей с помощью воды.

Задачи: учить детей создавать образ мышонка, используя приемы лепки: скатывания, раскатывания, прищипывания, сплющивания, прикрепления. Закреплять знания о диких животных. Формировать навыки работы с соленым тестом, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, отзывчивость.

Планируемые результаты: знает технику работы с соленым тестом, умеет отрывать кусочки теста от большого куска, использует различные приемы лепки, отзывчив, инициативен и творчески активен в процессе собственной деятельности.

Материалы: игрушка-мышка, соленое тесто, стека, диск, бусинки, шнурок, баночка с водой, кисточка, салфетка.

Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций в книжках, рассказ воспитателя о внешнем виде мышки, чтение стихотворений, сказок.

Содержание организованной деятельности:  

1.Вводное слово педагога.           

Педагог обращается к детям: «Отгадайте загадку:

Что за серенький зверек,

Хвостик длинный, как шнурок,

Только кошку увидал,

Сразу в норку убежал».

О ком эта загадка? (О мышке).

2.     Беседа.

Дети, вы правильно отгадали, что это мышка. А мышка где живет? (в норке). Люди заботятся о ней? (нет). А мышка, какое животное? (дикое). А что она кушает? (Корочки, зернышки, сыр).

Посмотрите, к нам в гости пришла мышка (дети рассматривают игрушку, называют части тела, их форму). У мышки разбежались мышата. Давайте слепим для неё мышат из соленого теста.

3.     Практическая часть.

Педагог показывает этапы работы лепки:

§  отрываем пальцами кусочки теста для ушек, носика

§  скатываем большой овал-туловище и маленькие шарики для носа и ушек

§  сплющиваем шарики-ушки в лепешечки, защипываем лепешечки- ушки с одной стороны

§  на диске выстраиваем композицию в виде мышки

§  к овалу, с помощью воды, приклеиваем лепешечки-ушки и шарик-нос, наметим стекой отверстия для глаз и хвостика

§  вставляем в отверстия бусинки-глазки и шнурок-хвостик.

 

Физминутка.

Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте)

Поглядеть который час (повороты вправо, влево, пальцы держать «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши)

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседания с опусканием рук).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой),

Убежали мышки вон (бег к своему месту).

Начнем работу. Что будем делать сначала? (дети лепят, вспоминая последовательность в процессе работы).

4.     Рефлексия. Молодцы! Замечательные мышата получились у вас. Посмотрите, как рада мышка-мама. Из чего же вы сделали таких красивых мышат? (из соленого теста). Расскажите, как вы их делали (дети рассказывают, делятся впечатлениями). Из ваших работ мы организуем выставку: «Мама-мышка с мышатами». И пусть ваши родители и другие гости полюбуются ими.

страницы - 1 2 3 4 5 ...