Всероссийский образовательный конкурс 

для детей и педагогов "Узнавай-ка!"

«Практические рекомендации педагогам дошкольного образования»

15.01.2024

 

«Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников»


Подготовила воспитатель:

Шинкаренко Людмила Пантелеймоновна.

Физкультурно-оздоровительная работа – это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка.

Физическая культура способствует формированию здорового образа жизни, включающего и

выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.

Одной из главных задач ДОУ, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Поэтому считаю, что проблема оздоровления детей – это работа не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

В своей практической деятельности я столкнулась с трудностями в общении с родителями. Сложно бывает достучаться до пап и мам, нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, формировать потребность в здоровом образе жизни. Ведь семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада является развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. Прежде всего, я попыталась ответить на важные для меня и всего коллектива вопросы: «Как заинтересовать родителей?»; «Как сделать работу эффективной?»; «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?».

В решении этих вопросов возникло противоречие между педагогическими знаниями родителей, их участием в валеологическом и физическом развитии и воспитании ребенка и обновлением содержания дошкольного образования.

Это и позволило определить цель моей работы: разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка.

Для реализации поставленной цели я обозначила следующие задачи:
повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка;


приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

понятие и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему, как к уникальной личности.

Затем были определены основные направления работы:
создание условий для развития и оздоровления ребенка;
разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольника;
осуществление тесного взаимодействия родителей.
В своей работе придерживаюсь ряда принципов, которые позволяют более последовательно

реализовывать содержание и методику совместной работы с семьей:
единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье (оно достигается

посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания);

индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;

систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ;

взаимное доверие и взаимопомощь родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в физкультурно-оздоровительном работе.

Соблюдение данных принципов позволяет заинтересовать родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а так же помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.

Для достижения положительного результата, в своей работе я использую такие традиционные формы работы с семьёй, как:

1. Родительские собрания, познакомить с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и дома, «Хотим здоровыми расти», Плоскостопия у детей и как с ним бороться».

2. Анкетирование с целью выявления знаний и умений родителей в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье.

3. Беседы, индивидуальные рекомендации с родителям по сохранению иукреплению здоровья детей.

4. Наглядная информация (передвижки, памятки, буклеты, картотеки игр и упражнений, рекомендации и т. д.).

5. Дни открытых дверей - помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям, а родителям узнать предпочтения своего ребёнка в выборе вида движения и уровне

его освоения, а так же получить положительные эмоции при совместной двигательной активности. 6. Спортивные праздник и развлечения - «Детство — это смех и радость» , «В здоровом теле - здоровый дух» – способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных

эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.
7. Разработка и оформление стендовой информации – позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни,

правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, на их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого

должны меняться и формы работы детского сада с семьей.


8. Из практики работы с детьми и родителями наиболее эффективным по формированию основ здорового образа жизни является метод проектной деятельности. Реализовала информационно-познавательные проекты: - «Давайте растить детей здоровыми». «Мяч – полезная игрушка»», «Быть здоровым-это здорово!». Заинтересовать родителей в целенаправленном формировании потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в физкультурно-оздоровительный процесс. Очень заинтересовала родителей и такая форма работы, как презентация семьи в форме семейной фотогазеты «Мы за здоровый образ жизни», «Папа, мама, я – спортивная семья», « Зимние забавы».

9. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление.

10. Фотовыставки. Родители видят достижения всех воспитанников детского сада, узнают новости о спортивных достижениях своих детей.

11. «Мастерская» по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурно- оздоровительной деятельности.

12. Составление альбомов «Наша спортивная семья». Данная форма работы способствует

повышению интереса детей к физической культуре и спорту, к выполнению физических упражнений, к утренней зарядке. А также, детям предлагается прокомментировать фотографии, рассказать о спортивных увлечениях и достижениях своих близких.

13. Использование Viber, группы в Одноклассниках «Детский сад - второй мой дом», Instagram ДОУ, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями.

14. Выставка методической литературы для родителей по данной теме.

Стало традицией участие детей и родителей в спортивных мероприятиях, как на уровне детского сада, так и на муниципальном уровне: «Для меня всегда герой – Самый лучший папа мой!», «Соревнуюсь вместе с папой!», «А ну–ка мамы!».

С целью морального стимулирования наиболее активным родителям на родительском собрании вручаем грамоты, благодарности от администрации детского сада.

Особенность используемых мною форм работы заключается в том, что они носят не только консультативную, но и практическую направленность и являются системными мероприятиями с участием родителей, воспитателей и детей.

Разнообразные формы работы с семьёй позволяют взаимодействовать с максимальным количеством родителей. Каждая семья получает информацию наиболее приемлемым для себя образом. Родители стали более компетентны в вопросах оздоровления и физического развития ребёнка, что побуждало их принимать участия в наиболее открытых мероприятиях, праздниках. В процессе такого взаимодействия взрослые стали лучше понимать ребёнка, больше интересовались проблемами группы и дошкольного учреждения в целом.

Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками в работе по физическому воспитанию детей. Как показывает мой опыт работы, родители, которые преодолев стеснения во время открытых мероприятий в ДОУ, становятся более активными участниками жизни ребёнка в школе (с охотой вступают в родительский комитет, участвуют в различных проектах, соревнования).

Благодаря взаимодействию с ДОУ, большинство родителей со временем понимают, что их привлечение в педагогическую работу детского сада, активное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не только для педагога, но и для развития их собственного ребёнка.

Я считаю, что формирование интереса у родителей к физкультурно- оздоровительной работе в детском саду, по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей, формирует основы физической культуры и культуры здоровья, подготавливает к школьной жизни не только детей, но и родителей, а также способствует самореализации родительского потенциала.

«Практические рекомендации педагогам дошкольного образования»

21.01.2023

 

Актуальные проблемы современного образования


Подготовила воспитатель:

Погорелова Анна Анатольевна.


Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, которое сформировалось в процессе активного освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах социального взаимодействия, а также усвоения ребенком этих этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных отношений и внутри личностных социальных позиций.

Как же способствовать развитию социальной компетентности дошкольника? Можно предложить воспитателям следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью усвоения моральных форм общества и развития социально – приемлемых форм поведения:

— чаще обсуждать последствия действий ребенка на чувства другого человека;

— подчеркивать сходство между разными людьми

— предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;

— вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;

— последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;

— не повторяйте без конца одни и те же требования, наказания и запреты;

— ясно формулируйте правила поведения, объясняя, почему надо делать так, а не иначе.

Также в группе надо создать необходимые условия: уют и комфорт; гибкий режим дня; учет домашних привычек; индивидуальный подход. Работая с детьми педагогам необходимо знать основные компоненты детской субкультуры:

— духовно-нравственное воспитание (усвоение детьми традиций, ценностей, культуры общества);

— детский правовой кодекс (нормы поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками, разнообразнее компоненты детского общения);

— детский фольклор (прибаутки, потешки, колыбельные песни, считалки и др.). В его основе лежат произведения, которые передаваясь из поколения в поколение, используются для общения с детьми и максимально адаптированы для детского восприятия;

— детский юмор (перевертыши, анекдоты, розыгрыши, истории – небылицы);

— своеобразные увлечения: детские коллекционирования и собирательства;

— субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей (философствование, словотворчество, проблематизация, сказочный мир);

— детская картина мира (совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром).Детская субкультура предоставляет ребенку веер возможностей для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его иные миры пространства, в иные логики. Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам с взрослыми и сверстниками. В это время продолжается активное формирование социального мышления, чувств и поведения. Педагогам важно помнить, что процесс общения и совместной деятельности осознается каждым из него участником как взаимодействие «на равных», только соблюдая это условия, вы будите способствовать развитию социальной компетентности дошкольника.


Виды театрализованной деятельности для младших дошкольников

Горбушина Наталья Александровна, воспитатель

г. Барнаул


 

ФГОС обозначены шесть видов театрализованной деятельности в детском саду. Каждый из видов имеет несколько разновидностей. В младшем дошкольном возрасте малышей знакомят:

• драматизацией (дети уже с возраста первой младшей группы участвуют в инсценировках, учатся играть в сюжетно-ролевые игры «Семья» и

«Водитель и пассажиры»);

• театром на руке (пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»);

• стендовым театром (в первой младшей группе малыши получают представление о работе на фанелеграфе и с теневым театром);

• настольным (со второй младшей группы — бумажным, картонными и из природных материалов, например, шишек и желудей, с которыми ребёнок возится, используя их в качестве машины, персонажа);

• верховым театром (во второй младшей группе дети знакомятся с куклами бибабо, которые, в отличие от перчаточных, работают из-за ширмы);

• театром живых кукол (во второй младшей группе активно вводятся в практику масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски).

Это интересно. В одном занятии может комбинироваться несколько видов театрализованной деятельности.

Виды занятий театрализованной деятельностью с детьми 1,5–4 лет

Поскольку с младшими дошкольниками практикуются ещё не все виды занятий, то непосредственно театрализованная деятельность осуществляется через:

•элементы непосредственной образовательной деятельности с театрализацией для решения определённых задач освоения материала(например, на этапе закрепления сюжета сказки «Курочка Ряба» на занятии по развитию речи малыши показывают небольшой отрывок сказки, чтобы показать, как Деду и Бабе было жалко золотое яичко); 

самостоятельную деятельность (со второго полугодия первой младшей группы дети могут сами себя занять сюжетно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Водители»);

• развлечения (досуговые мероприятия, утренники).

распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации);

удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини-группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат);

обеспечением заданиями по вкусу (для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки, например, задание отобрать из коробки с картонными фигурками те, что будут задействованы в спектакле на фланелеграфе, а для кого-то — заучивание рифмовки или танца для утренника, к примеру, посвящённому Международному женскому дню).

Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы.

На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.

Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ.

В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, речевые упражнения, проводится репетиционная работа.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, вкоторых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.


страницы - 1 2 3 4 5 ...